Костюшкин заставил Монеточку раскошелиться
Экс-солист группы «Чай вдвоем» выиграл суд против молодой музыкантши. Теперь она должна будет выплатить старшему коллеге 500 тысяч рублей в качестве компенсации за плагиат.
Стас Костюшкин сначала пытался договориться с Монеточкой (она же Елизавета Гырдымова) полюбовно. Девушка создала на основе его хита «Женщина, я не танцую» собственное произведение - «Мама, я не зигую». Если бы она спросила у автора разрешение на то, чтобы использовать его произведение в собственной трактовке, то до судебного процесса дело бы не дошло - Костюшкин был готов к компромиссам, в том числе по авторским отчислениям. Но, как говорят, Монеточка на контакт не пошла. Она якобы настаивала, что ее песня — это не плагиат, а невинная пародия. А за пародии никто не платит! Иначе бы пародисты разорились. Однако Басманный суд Москвы решил, что речь идет все-таки о плагиате, которого в песне Монеточки, по заключению экспертизы, оказалось 73 процента. Тем не менее сумму компенсации, которую просил Костюшкин, судья урезала - вместо 900 тысяч рублей Лизе придется выплатить 500 тысяч плюс судебные издержки.
— Здесь сыграла свою роль персоналия истца, — считает адвокат, специалист по авторскому праву Майя Сандлер. — Станислав хорошо выглядит, очень следит за собой. То есть он однозначно вызывает симпатию. Кроме того, судья, которая выносила решение, — человек взрослый, выросший в СССР, а в молодости заставший творчество группы «Чай вдвоем». И для такого человека то, что создает тоже уже взрослый Стас Костюшкин, ближе и понятнее, чем то, что выдают сейчас молодые исполнители, которые поют что-то очень странное, эпатажное и зачастую прозападное, отрицающее и порицающее все русское.
В общем, Стас Костюшкин и девушка, которая почему-то именует себя Монеточкой, — это разные весовые категории. И личность Стаса, конечно, перевешивает. При этом судья, руководствуясь, как я думаю, своими симпатиями, ничего не нарушила. Потому что закон гласит, что «суд выносит решение именем Российской Федерации на основании имеющихся и исследованных в деле доказательств, также руководствуясь своей совестью и своим внутренним убеждением». Доказательства, как мы видим, есть — это заключение экспертизы. Обычно, если материал признается идентичным на 50 процентов, то речь уже идет о плагиате. А тут экспертиза показала более 70 процентов! Очевидно, что артистка не особенно утруждала себя, изобретая что-то новое, взяла уже готовую раскрученную песню, что, конечно, принято во внимание судом. Ну а внутренние убеждения...
Судьи тоже живые люди. Они могут испытывать к субъекту права симпатию или антипатию, и это будет просто дополнительным фактором для того, чтобы весы качнулись в ту или иную сторону. Добавлю также, что в части компенсации никак не ущемлены интересы Костюшкина. Потому что по сложившейся практике в иск закладываются материальные требования всегда выше тех, что на самом деле истец рассчитывает получить. Есть некая норма права, которая позволяет суду снижать заявленные требования. И они, конечно, часто снижаются. Костюшкин молодец, что довел это дело до конца. Он заложил некую планку, которая, возможно, остановит других плагиаторов.
Михаил Нечаев.
Фото: К. Зыков/АГН «Москва»,
из архива С. Костюшкина.
Источник: mirnov.ru